«Раз сервис ведёт себя по-хамски, то мне чего стесняться?»

Московский таксист о приложениях по заказу такси
18:30, 13 января 2016
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Мобильные приложения по заказу такси пользуются у москвичей большой популярностью. Но что происходит в этих сервисах не с клиентской стороны, а с водительской? МОСЛЕНТА публикует рассказ столичного таксиста о непростых взаимоотношениях с агрегаторами и о том, как он взломал программу «Яндекс.Такси» и стал получать заказы от клиентов первым из всех московских таксистов.

Георгий, московский таксист

Основные сервисы - это «Яндекс.Такси», Gett, Uber и набирающий популярность 2412. Исторически сложилось так, что я работаю с «Яндексом». О нём ниже и пойдёт речь.

«Яндекс» не «подключает» [не раздаёт заказы от клиентов] водителей-физлиц. Он «подключает» только таксопарки и диспетчерские службы. Поэтому не так давно появился новый вид бизнеса: создание диспетчерских служб, которые набирают себе водителей, подключаются к «Яндекс.Такси» и зарабатывают на разнице в диспетчерском проценте от заказа. Водитель оплачивает 15% от заказа или более, из которых часть остается у «Яндекса», часть получает диспетчерская служба.

Фото: Антон Белицкий

Про «Яндекс.Такси»

Практически все московские таксисты, так или иначе, подключены к «Яндекс». Тут начинается самое интересное. Для начала расскажу про наплевательское отношение «Яндекса» к водителям. Сначала они придумали рейтинг водителей. Чёрт ногу сломит, как он там считается.

Водители стали судорожно нарабатывать этот рейтинг. С огромным трудом я как-то дошел до 4.9 (максимальный - 5.0), стал получать больше заказов и смотреть на жизнь оптимистичней, как вдруг ни с того, ни с сего в один день мой рейтинг свалился до 3.3.

Ни жалоб от клиентов, ни срывов заказов, ни плохих оценок вроде не было. Почему «вроде», потому что у водителя нет никакой возможности узнать о причинах падения рейтинга. «Яндекс» напрямую с водителями не общается! И только делает вид, что общается с таксопарками (ответа от «Яндекса» на запрос из таксопарка мне ни разу не удалось получить). При падении рейтинга тебе перестают поступать заказы.

Приходится «переходить на сухари» и с удвоенной силой опять нарабатывать рейтинг, и... опять увидеть его обрушение с 4.9 до 3.4. У меня так было три раза! Я так и не понял, что это было. Но «Яндекс» разъярил меня не на шутку, и я отправился в его офис на улицу Льва Толстого. Девушке-секретарю я вежливо сказал, что хочу поговорить с менеджером проекта «Яндекс.Такси».

Ответ получил такой: «Яндекс» - IT-компания и с таксистами не общается.

Моя настойчивость все-таки возымела успех, и я достучался до какого-то менеджера, который знаете, что сделал? Позвонил генеральному директору моей компании, который просто-напросто выгнал меня оттуда! Что делать в такой ситуации? Правильно! Любым способом побороть этот «Яндекс».

Для этого я научился одной непростой штуке: декомпиляции андроид-приложений. Раз сервис ведёт себя по-хамски, то мне чего стесняться? Я не программист. Даже никогда с оными не общался. Но, благо, есть интернет.

Где-то месяца три-четыре ушло на то, чтоб научиться разбирать программу, собирать её обратно и устанавливать. Еще несколько месяцев на изучение языка программирования Java и поиск, где чего в этой программке написано.

Речь идет о программе «Таксометр» от компании «Росинфотех», которой пользуется большая часть водителей. Её «Яндекс» и назвал, начиная с седьмой версии, «Яндекс.Таксометр». Первое, что я сделал, это «разучил» программу учитывать кое-какие вещи. Я сделал это, изменив программный код. Это позволило мне делать очень многое в обход «Яндекса», но не всё.

Нашлись умельцы, которые начали делать это системно и массово. Так появилась каста водителей с подобным преимуществом. И она всё разрасталась. Бедный «Яндекс» со своими «умами» борется с нами, но никак не справится. Мне этого стало мало. Я решил найти способ, как вообще получать заказ первому.

Несколько месяцев ушло на поиск. Чего только я не перепробовал. Как только не ковырялся в программе. Что-то помогало, но не впечатляло, а в основном все усилия были насмарку. Однажды я нашел-таки, как это сделать. Теперь любой заказ поступал сначала мне.

Я стал единственным (надеюсь) в Москве таксистом с подобным приоритетом. Есть водители с приоритетом, присвоенным самим «Яндексом», но я, как вы поняли, решил не ждать милости от сервиса, а взять всё в свои руки. Многие даже обращались ко мне с просьбой продать программу.

«Яндекс», выкупив «Таксометр», стал отчаянно заделывать все дыры в ней. На хабре [коллективный блог habrahabr.ru], например, писали, что она дырявая и с клиентской стороны и не советовали, например, привязывать к ней свою кредитку. Более того, «Яндекс», видимо, понял, что кто-то разбирает программу и внес по-детски смешные корректировки, стремясь «спрятать» все методы внутри программного кода. Я без особых усилий их нахожу.

Добьюсь ли я снова полного контроля над «Я.Таксометром»? Не знаю. Но, узнав суть работы, после тщательного изучения приложения, я теперь могу, в принципе, и без всяких правок иметь пусть не все, но многие преимущества перед водителями.

Вот мой ответ «Яндексу», считающему ниже собственного достоинства общаться с водителями и регулярно устраивающему сущий ад в работе таксистам в виде почти ежедневных глюков программы и недоделок, хотя в тестовом режиме программа существовала более чем полгода.

Про Gett

Фото: Антон Белицкий

Машина Gett Taxi

По сути, это единственный конкурент «Яндексу», по крайней мере, в Москве. И Gett, и «Яндекс.Такси» - два сервиса, предназначенные для профессиональных таксистов. Большинство таксистов подключается к обоим сервисам, несмотря на то, что это ими не приветствуется.

Какой минус в Gett, из-за которого я к нему не подключаюсь? Большое количество безналичных заказов, точнее по банковской карте. Вывести потом этот безнал на свою карту требует времени, порой неделю. Также в Gett существует рейтинг водителей, который надо нарабатывать. Я не хочу этим заниматься, поэтому не подключаюсь.

Про Uber

Это сервис, рассчитанный не на «профессиональный заработок», а на подработку. Если вы знакомы с таким сервисом как Blablacar, то Uber - то же самое, только используется мобильное приложение, а не сайт.

Для меня Uber сразу отпал как средство заработка из-за низкой цены для клиентов и, соответственно, маленького дохода для водителей. К «непрофессиональным» агрегаторам я бы отнёс и такие программы как 2412 или 1331. Их также можно рассматривать только как средство подработки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

18:30, 13 января 2016